Розанов Валентин Гельевич

логин: пароль:
Запомнить Регистрация Напомнить пароль

 

 

О проекте
Правила
Помощь
Найти

АВТОРЫ

 

Авторские галереи
Рекомендуем
Избранное
Классики

КОЛЛЕКЦИИ

 

Творческие объединения
Коммерческие галереи
Собрания
Музеи

СЕГОДНЯ

 

Последние поступления
Обсуждения
Ближайшие выставки
Список авторов

БИБЛИОТЕКА

 

Публикации
Ресурсы по искусству
Рейтинги

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

 

Товары и услуги
Учебные учреждения
Форум

На главную > Авторские галереи > Розанов Валентин Гельевич > Об авторе


Секрет Русского фарфора | Назад

Валентин Розанов

опубликовано в журнале ДЕКО # 3 2007 г.


"Если птицей взмыть над Гжелью, увидишь: на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, – поля.
Если кротом порыться в земле, узнаешь: земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны – песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.
И захожий человек удивится, послушав, как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий:
– Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там...
Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут – все в один голос:
– О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.
И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?"
А.В.Перегудов "В те далекие годы"
Первое упоминание в письменности
Подмосковное село Броничи, когда-то вотчина царя Фёдора Алексеевича, в конце XVIII века было переименовано в уездный город Бронницы. В новый уезд вошла и Гжельская волость, состоявшая в то время из 16 деревень, в деревнях этих был 681 двор и проживало 4542 человека. Сейчас это территория Раменского района Московской области, 27 деревень и сёл, где проживают более 20000 человек.
В археологических раскопках найдены изделия, датированные II тысячелетием до нашей эры. Первое упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты в 1328 году. Происхождение слова "Гжель" многие связывают по созвучию с глаголом "жечь", то есть "обжигать глину". В разные времена эту местность называли "Окжель", "Акжель", "Жгель". Вероятнее всего название села происходит от реки Гжелки.
Уникальные месторождения местных глин, выходящих на поверхность, дали начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди. Гжельская глина высоко ценилась уже в середине XVII столетия. Царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ "во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды".
М.В. Ломоносов написал о гжельской глине "нигде не видал я белизною превосходнее". Д.И. Виноградов (открыватель русского фарфора) на основе гжельских беложгущихся глин изготовил в 1748 году первое русское фарфоровое изделие на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.
Гжельские крестьяне были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам. Крестьянами их назвали лишь по сословной принадлежности, так, как занимались они исключительно керамическим ремеслом. Крупнейшим рынком сбыта была Москва. Туда шли возы с местной глиной и готовой продукцией. Вначале гжельские мастера делали обварную (обожженное горячее изделие окунали в жидкое тесто) и томленую (обжиг происходил без доступа воздуха) посуду из светложгущихся глин, позже и муравленые (покрытые зеленой глазурью) изделия. С XVI века эти места упоминаются как "государева дворцовая волость", где не было крепостного права. Хотя это и не совсем так.
За почти семивековую историю Гжели здесь происходило много событий и перемен. Менялась мода, требования рынка, но гжельцы от года к году совершенствовали своё мастерство, осваивая всё новые и новые технологии. Близость Москвы как центра культуры и торговли оказывало на гжельских мастеров огромное влияние. Примерно каждые 50 лет менялась мода, в том числе на предметы быта, посуду и гжельцы создавали разные шедевры керамического искусства. Среди множества изделий встречаются предметы культового, декоративного характера, игрушки. Самые умелые мастера, в которых заложена искра Божия, не могли остановиться на простых, утилитарных вещах, они делали работы более сложные или по-новому декорированные. Эти произведения становились образцом для подражания и распространялись по Гжели, варьируясь у каждого мастера. Так создавался стиль.
Майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор – для Гжели не просто термины, а эпохи, в период которых каждый раз происходило рождение уникального направления в керамике. И первым таким ярким явлением была Гжельская майолика.
Майолика, завод Гребенщикова и гжельские мастера
Первые образцы русской майолики начали производить на "Ценинной и табачных трубок фабрике" открытой купцом Афанасием Гребенщиковым в Москве, где по найму также работали и гжельские мастера. Они изучили секреты производства майолики, а по возвращении домой "учинились сами мастерами". Гребенщиков долго боролся с гжельцами и пытался запретить им изготовлять такие изделия, чтобы получить монопольное право на производство майолики.
Историки и искусствоведы до сих пор не могут найти причину её необычайного художественного взлёта в XVIII веке. Не найдены изделия, предшествующие этому периоду. Можно лишь предположить, что в Гжели поселился мастер, который и привнёс новое направление в росписи майолики и гжельцы быстро отошли от привычной гребенщиковской графичной сине-белой росписи. Качество эмали улучшилось, она стала белой и заметнее отличалась от голубовато-серой эмали изделий Гребенщикова. Квасники и кумганы с двойными ёмкостями, украшенные скульптурой, кружки-шутихи, простые бытовые изделия, игрушки стали расписывать синим, жёлтым, коричневым и зелёным цветами, красками на основе окислов металлов кобальта, меди, железа, марганца по сырой эмали. Эта техника требует быстрого, уверенного нанесения красок без исправлений. Появились мотивы с шагающими птицами, стилизованные травы и веточки ягод, фантастические архитектурные виды, заимствованные из лубочных картинок. Как и на лубочной картинке, изображение иногда дополнялось надписью: "1786 году месяца января 13 дня сию кружку писал Никифор Семенов сын Гусятников, аминь". Известны и другие мастера, которые оставили на изделиях имена.
Обладая незаурядным мастерством, гжельские гончары создали уникальные сосуды-квасники. Взяв за основу гончарную дисковидную флягу, они усовершенствовали архитектонику этого сосуда. До нас дошли предметы того времени, непохожие ни на одно изделие в мире шедевры гжельской майолики. Крупные, украшенные скульптурой, они доминировали в любом интерьере. Отличало сосуды то, что гончары посадили на плечики квасников лепные фигурки, отчего они приобрели большую выразительность и декоративность. Сюжеты в скульптуре взяты из повседневной жизни – это сцены охоты, войны, няня с ребенком, женщина, читающая книгу. Обобщённые фигурки оттискивались в формы, а детали, руки, ноги вылепливались руками.
Гжельская майолика существовала в России не более полувека. К концу XVIII столетия в моду стал входить тонкий фаянс, и постепенно производство майолики свелось к минимуму. Английские изделия стали образцами для подражания и развития керамического искусства в Гжели. Фаянс обладал более высокими техническими качествами: прочностью, крепостью глазури, и белизной, делавшей его похожим на фарфор, а относительная дешевизна вытеснила более трудоёмкую в исполнении, громоздкую по формам и непрочную майолику.
Полуфаянс
Гжельцы видели в Москве тонкий, лёгкий, белый английский фаянс, знали, что эти изделия пользуются большим спросом и искали способы делать похожую посуду. Ввозившийся в Россию английский фаянс, украшенный печатными рисунками, через некоторое время стал эталоном для подражания. Но как найти рецепт фаянсовой массы? Гончары стали экспериментировать с местными глинами и создали на рубеже XVIII–XIX веков близкий к фаянсу материал, получивший название полуфаянс, или "простой" фаянс. Из него изготовлялись изделия со специфической росписью. Здесь он и производился до 80-х годов XIX столетия параллельно с фарфором и фаянсом.
В начале ХIХ века Назар Максимов, крестьянин деревни Кузяево, отыскал вблизи деревни Мининой глину самого высокого сорта, которая получила название "мининка". Эта белая глина позволила делать качественную полуфаянсовую посуду. Формы, стилистика росписи напоминали прежние сюжеты, но ассортимент постепенно менялся. Стали больше делать рукомои, кружки, подсвечники, солоницы, столовую посуду без росписи. Уходили из быта кумганы и квасники, и лишь кувшины продолжали изготовлять. Полуфаянсовые изделия имели белый пористый черепок и декорировались подглазурной росписью растительного и геометрического характера, выполненной в свободной кистевой манере. Выполнялась она не по сырой эмали, как в майолике, а по твёрдому черепку после первого обжига. Окончательный обжиг более высокий, чем у майолики. В ранних полуфаянсовых изделиях часто встречаются сюжеты, взятые из майолик, и в цвете преобладает многокрасочность. Начиная со второго десятилетия XIX века в них доминирует один цвет – синий (это ускоряло процесс изготовления). Несмотря на это, изделия не стали проще и скучнее. Своеобразие и художественную выразительность придавало большое разнообразие композиций растительного и геометрического характера, разнообразные манеры исполнения, вариации тонов кобальтовой краски (она изготавливалась из смальты).
Фаянс
Рецепт тонкого фаянса был разработан в конце 20-х годов XIX века. Керамист Афанасий Леонтьевич Киселёв отдал много сил изобретению новых материалов, усовершенствованию технологии изготовления изделий из тонкого фаянса. Ему же принадлежит изобретение целого направления в гжельской керамики: надглазурная роспись золотистым люстром – так называемого "бронзового товара". Киселёв впоследствии стал компаньоном Тереховых. Изделия из фаянса и фарфора фабрики Тереховых и Киселёва не раз принимали участие на промышленных выставках наряду с продукцией самых лучших отечественных фабрик. Владельцы удостоились золотой и серебряных медалей и получили наградные костюмы "за усовершенствование выделки фаянсовой посуды".
В музейных коллекциях, из продукции гжельских фабрик сохранились тарелки и предметы из сервизов, чайная посуда очень высокого качества. В декоре изделий, преобладал печатный рисунок, но на фабриках Тереховых и Киселёва в 1830-х годах широко применяли ручную роспись. Тематика живописи часто перекликалась с сюжетами изображений на фарфоре.
Техника печатного рисунка была заимствована у англичан и стала широко применяться ввиду дешевизны изготовления. Гжельцы перерабатывали сюжеты и выработали свои каноны размещения печатного рисунка. Сюжеты брались с лубочных картинок: сцены Крымской войны, романтические пейзажи, растительные узоры, геометрические орнаменты. 1830–40-е годы – время выпуска наиболее интересных изделий из фаянса, с 1850-х годов производство увеличилось, но уровень упал, а с 1860-х годов наступила полоса разорения гжельских производств из-за жёстокой конкуренции крупных фабрик, а также отмены пошлины на импорт фаянса. Частные фабрики в это время испытывали трудности.
Фарфор
В Россию фарфор стали привозить со второй половины XVI века. Российским Императорским двором было повелено наладить производство отечественного фарфора. Для этой цели под Петербургом организована Невская мануфактура. В 1710 году предпринимались попытки проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора – порцелина. В Гжель послали специальную комиссию (в неё входил? и Д.И. Виноградов, талантливый химик, которому было императорским двором поручено найти рецепт русского фарфора). Специалисты осмотрели образцы местных глин, два из них доставили в Петербург. Места добычи огородили и запретили гжельцам брать там сырьё, закрепив месторождение за государственной мануфактурой. Около 1747 Виноградов разработал способ производства фарфора из отечественных материалов и составил рецептуру фарфоровой массы. Было изготовлено первое российское датированное изделие "Ставок" – небольшая конфетница с крышкой.
Как же попал фарфор в Гжель?
Гжельские мастера работали по найму на новых фарфоровых заводах и выведывали секреты технологии. Вернувшись домой, открывали собственное дело или продавали секрет. В Гжели рассказывают несколько легенд, откуда сюда попал секрет приготовления фарфоровой массы. Первым производство начал Павел Куликов (Куличков) в 1810 году. К нему "в ненастную осеннюю ночь" залезли "два кузяевских смельчака" и выкрали нужные им секреты: зарисовали устройство горна для обжига, захватили компоненты фарфоровой массы, и вскоре наладили собственное производство.
Производство фарфора к 40-е годам XIX века достигло наивысшего расцвета, В Гжели работало более семидесяти фарфоро-фаянсовых фабрик и более сорока живописных заведений. В основном это были подражательные изделия, но крупные предприятия имели собственное лицо и выпускали оригинальную продукцию с маркировкой. Мелкие предприниматели старались не клеймить изделия, чтобы уйти от уплаты налогов. По всей Гжели мелкими организовывались живописные заведения, они забирали на фабриках "бельё" – белые посуду или фигуры, расписывали их в своих избах обжигали и сдавали обратно, иногда сами продавали изделия. Активно использовалась позолота, в многокрасочной надглазурной росписи преобладали цветочные гирлянды, вазоны и корзины с букетами. Мастерицы выполняли их упрощённо, часто пренебрегали мелкими деталями, искажали пропорции, пропускали детали, изделия получались огрублёнными. Особое место занимала скульптура — фигурки бытового характера, которые воспроизводили оригинальные и необычные типажи.
Кузнецовы – гжельцы
Гжельские заводчики стремились соответствовать стилю эпохи. В первых десятилетиях XIX века фарфоровый и фаянсовый товар отличался лаконичными сдержанными очертаниями; во второй четверти столетия изделиям придавали сложные формы с прихотливой орнаментикой. Большое распространение получила роспись с использованием подглазурного кобальтового фонового крытья в сочетании с надглазурным полихромным декором и обилием золота. В конце столетия заметно снизилось художественное достоинство продукции, вместо ручной росписи всё чаще использовались механические способы украшения — декалькоманию (деколь), печать. Основная тенденция — удешевление фарфорового производства и увеличение объёма продукции. Упрощалась роспись, сокращался ассортимент. Сворачивались старые производства, открывались новые заводы.
В 1810 году крестьянин Кузнецов с сыновьями построил небольшое предприятие наладил производство. Через два года предприятие перешло к сыну. В 1832 году он основал свой завод в Дулёве Владимирской губернии, в 1843 году в Риге открылся ещё один завод. К делу подключились несколько родственников Кузнецова, и к концу XIX века Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них на территории России находились четырнадцать. Фарфоровое производство росло, принося немалые доходы. Ко второй половине XIX века М.С. Кузнецов стал крупнейшим поставщиком на мировом рынке.
В 1889 году было учреждено "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" с правлением в Москве. На заводах Кузнецовых сохранялись традиции народного фарфора и многие приёмы ручной кистевой росписи. Ведущими специалистами работали мастера из Гжели.
Экономическая обстановка начала XX века негативно отразилась на Гжели. Многие местные кустарные предприятия не выдерживали конкуренции с развивавшимся промышленным производством и потоком импортных товаров. Но некоторые всё же сопротивлялись, пытаясь идти в ногу со временем, участвовать в фарфоро-фаянсовых съездах, российских и международных выставках-ярмарках.
Упадок промысла
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них 7 наиболее крупных и хорошо оснащённых стали государственными заводами. Национализация, ликвидация многоукладности экономики послужили началом разрушения социально-экономической структуры Гжельского керамического района. Некоторый подъём наблюдался во времена НЭПа, вплоть до 1928 года. Активно развивались артели, существовало даже крупное предприятие, завод Дунашовых-Терехиных (большой штат выпускал широкий фарфоровый и майоликовый ассортимент). К 1928 году в Карповской волости производство кирпича, огнеупорных изделий, красной посуды, гончарной игрушки и полуфаянса выросло. Если в 1786 году таких заведений в волости было 8, в 1899 году – 4, то в 1928 голу – 34. Живописцы, потерявшие работу на фабриках, перешли на изготовление глиняной игрушки, а её можно было делать дома и обжигать в обычных печах. Большие надежды возлагались в этот период на кооперацию, которая взяла бы на себя организацию и самого производства и сбыт товара. Появились артели игрушечников, кирпичников. Начала складываться местная система профессионального образования.
Некоторые, наиболее удачные изделия из фарфора даже шли на экспорт. Коллективизация 1929-34-х годов нанесла непоправимый урон промыслу. Артели и частные заводики были закрыты, уничтожались образцы и формы, по которым можно было бы наладить выпуск на новом производстве. Мастеров, у которых было своё дело, сослали в Сибирь и на Север. На долгие годы была прервана преемственность мастерства.
Фарфор. Возрождение традиций на промысле
В Гжели в предвоенные и послевоенные годы на базе частных заводов стали развиваться государственные предприятия. Местное население мало принимало участие в разработке новых видов и образцов для тиражирования, так как всех мастеров в 1930-е годы сослали и профессия художника-керамиста была в Гжели непрестижной и даже опасной. В основном разработки делались художниками из Москвы от случая к случаю.
Возрождение Гжели началось с изучения старых изделий искусствоведом Александром Борисовичем Салтыковым. Он впервые атрибутировал гжельскую керамику XVIII века и задался целью возродить промысел. Он подключил к исследовательской работе художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического Музея и на основе этого материала были разработаны эскизы современных вещей. Опытной площадкой для внедрения разработок выбрали артель "Художественная керамика", где выпускали изделия из фарфора. Но они не отвечали лучшим традициям гжельского народного промысла. В 1944–1956 годах с трудом удалось внедрить несколько образцов с новой кобальтовой росписью. Бессарабова обучала мастериц, утерявших мастерство из-за прерванной преемственности. Они выполняли росписи на фарфоре по эскизам, потом стали сами делать композиции. В то время народным художественным промыслом называли предприятия, выпускавшие традиционную продукцию, как правило одно производство на весь традиционный район. В Гжели таким предприятием было "Объединение Гжель". Это производство выпускало художественные изделия с использованием местных традиций. К 1983 году творческий коллектив составлял около 70 человек. Большую роль в организации и развитии этого самого крупного предприятия играл его директор В.М. Логинов. Ему Гжель во многом обязана своей славой и популярностью. Множество выставок, изданий, фильмов было организовано и создано в это время. В 1970–1990 года мода на гжель захватила все слои общества.
В начале перестройки в 1980-е годы государством была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления (ТНП), предприятиям поручили освоить выпуск предметов домашнего обихода. В Гжели фарфоровые заводы производили продукцию оборонного назначения, электротехническую и химическую. Выпуском художественной продукции из фарфора занималось только 2 предприятия: Производственное Объединение "Гжель" и Кузяевский фарфоровый завод. Теперь на каждом заводе стали открываться участки ТНП, как посуду, так и художественные вещи. Приходила молодёжь, получившая профессиональные навыки в Гжельском техникуме.
Многие предприятия Гжели лишились основных заказов на технический фарфор, а спрос на художественные изделия возрастал. Многие предприятия перешли на них. Возникла конкуренция в борьбе за рынок. В начале ассортимент предприятий мало различался. Производители копировали и заимствовали модели. К 2004 году утвердилось стремление создавать свою индивидуальную коллекцию изделий, качество улучшилось, художественный уровень вырос, особое внимание стало уделяться ассортименту. Потребители разобрались в направлениях нового гжельского фарфора, у них появились приоритеты, а у коллективов – индивидуальность и узнаваемые черты: Объединение "Гжель" славится уникальными авторскими разработками, "Гжельский завод Электроизолятор" выпускает разнообразные серийные изделия, в основном утилитарные; "Галактика" – светильники и настольные лампы; "Звезда Гжели" – тончайший фарфор с графичной росписью, мастерская В. Голунова – киоты с сочетанием подглазурного кобальта и многоцветной надглазуркой с пестрением золотом.
Народный традиционный художественный промысел Гжель живёт. Люди хранят, оттачивают и передают из поколения в поколение мастерство, вкладывают свою душу, в казалось бы неодушевлённый кусок глины, превращают его в уникальнейшее творение человека, в вечно живое явление культуры.
ТЕКСТ: ВАЛЕНТИН РОЗАНОВ.



Создание сайта - Ilja

® © 2005 ArtLib.ru, администратор: artlib@mail.ru

Размещение рекламы

Яндекс цитирования