Автономная некоммерческая организация детская учебно-творческая мастерская "Скоморохи"

логин: пароль:
Запомнить Регистрация Напомнить пароль

 

 

О проекте
Правила
Помощь
Найти

АВТОРЫ

 

Авторские галереи
Рекомендуем
Избранное
Классики

КОЛЛЕКЦИИ

 

Творческие объединения
Коммерческие галереи
Собрания
Музеи

СЕГОДНЯ

 

Последние поступления
Обсуждения
Ближайшие выставки
Список авторов

БИБЛИОТЕКА

 

Публикации
Ресурсы по искусству
Рейтинги

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

 

Товары и услуги
Учебные учреждения
Форум

На главную > Творческие объединения > Автономная некоммерческая организация детская учебно-творческая мастерская "Скоморохи" > Об авторе


"ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ В МИРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" Программа Автономной некоммерческая организации детская учебно-творческая мастерская "Скоморохи" | Назад

Составитель Л.В. Зымалева

Программа является утвержденной и зарегистрированной интеллектуальной собственностью АНО ДУТМ "Скоморохи". Ознакомившись с содержанием программы можно получить полное представление о педагогической деятельности студии, ее направленности и пр.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой.
Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Основными целями и задачами данной программы являются:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• приобщение учащихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства;
• развития самосознания учащихся и формирования у них чувства патриотизма на основе понимания самоценности явлений искусства и культуры
• формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории и др., а также использования в учебном процессе различных видов информации - фольклора, музыки, мультфильмов, фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.;
• активного включения учащихся в собственную художественно-творческую деятельность и развития потребности в ней
• социально-культурной адаптации учащихся
• выявления художественно одаренных детей и их дальнейшего творческого развития и профессиональной ориентации
• коррекции личностного развития, психофизического оздоровления учащихся в процессе художественно-творческой деятельности
• формирования устойчивого интереса к искусству и потребности постоянного общения с ним
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов методики обучения изобразительному искусству:
1.Принципа научности
подкрепление каждого положения искусства, особенно реалистического данными науки, указывание на принципы и закономерности
2. Принципа наглядности
использование наглядного материала для объяснений. Наглядность связана с правильной организацией наблюдения, анализа натуры
3. Принципа активности и сознательности
стимулировать детей интересными заданиями, похвалой за успехи, умелым постепенным увеличением сложности задач
4. Принципа систематичности и последовательности
каждое новое знание основывается на уже усвоенном, задачи усложняются постепенно
5. Принципа доступности и посильности
нужно учитывать знания, возрастные и индивидуальные физические и психические возможности ребенка.
А так же:
• Принципа сравнений
подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
• Принципа выбора
в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
Творчество учащихся должно основываться на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также и обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне.

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Одной из важных особенностей программы является поддержание межпредметных связей с литературой и музыкой. Интегрированные занятия во многом позволяют решить задачу систематизации знаний учащихся, поскольку по своей сути предполагают активное осуществление овладения знаниями на основе широкого использования материалов, прежде всего литературы и мировой художественной культуры, всеобщей истории, музыки, религии, философии, других видов искусства. Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс. Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям:
1.Образно-семантическое:
• раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств;
• развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр.;
• раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла.
Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п.
2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков:
• сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.);
• систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим.
Педагогу предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой. Например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их (в порядке домашнего задания) рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр.
3. Сравнительно-оценочное:
• развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов;
• формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения.
Целесообразно на каждом уроке обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения, используя художественные термины.
4. Технологическое:
• обучение способам работы с художественными материалами в разных техниках;
• знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.);
• формирование умений работы в коллективе.
В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Настоящая программа рассчитана на полный курс обучения от 3 до 5 лет (возможно обучение по каждому из блоков данной программы в отдельности, сроком от 1 года) и реализуется в следующих формах учебных групповых и индивидуальных занятий:
1. лекции
2. семинары
3. видеозанятия (демонстрация обучающей видеоинформации)
4. практические занятия
5. итоговые занятия (создание коллективных и зачетных работ)


Методы обучения:

1. объяснительно-иллюстративный
2. метод проблемного изложения
3. исследовательский метод.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме.
В программе время, выделяемое на изучение тем курса, является примерным. Учитель может изменять количество часов и задания, отбирать необходимый материал для практических работ с учетом подготовки учащихся и требований к знаниям и умениям, определенных программой.

Количество учащихся:
10-12 человек в группе

Режим занятий:

для младших групп (дети от 3 до 5 лет) – 1 академический час 2 раза в неделю
для средних групп (дети от 5 до 10 лет) - 2 академических часа (с перерывом) 2 -3 раза в неделю
для старших групп (дети от 10 до 17 лет)- 3 академических часа (с перерывом) 2 -3 раза в неделю

Курс для младших групп рассчитан на 68/72 часа.

Курс для средних групп рассчитан на 136/216 часа (в зависимости от режима занятий).

Курс для старших групп рассчитан на 216/324 часа (в зависимости от режима занятий).

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Руководитель студи: Богданова Елена Михайловна, 1968 г. рождения, педагог-художник, в 1998 закончила художественно-графический факультет Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова, руководитель студии с 1994 г.
Педагог: Зымалева Людмила Валерьевна, 1982 г. рождения, в 2006 г. закончила художественно-графический факультет Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова, преподаватель студии с 2004 г. 2 квалификационная категория


ВЫСТАВОЧНАЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ И ПРОФОРИЕНТИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С 1994 года – дня основания – студия "Скоморохи" постоянно участвует в ежегодных районных мероприятиях ко Дню Города Москвы в САО и ежегодных районных мероприятиях в САО, посвященных Дню Победы
А так же в профильных выставках и других мероприятиях, имеющих номинации по изобразительному искусству:
Открытый фестиваль детского и юношеского творчества "Восходящая звезда на Войковской" – 2000 г.
"Конкурс политического плаката" От партии "Единая Россия"
"Тот цветущий и поющий яркий май" – 2005 г.
"Золотая кисточка" – 2007, 2008 г. г.
"Венок талантов", посвященный 860-летию Москвы и Году ребенка.
Экологический фестиваль детского и семейного творчества "Зеленая планета" – 2008 г.
Выставка изобразительного искусства и прикладного творчества "Романтики моря" – 2008 г.
Выставка к Дню Города в отделении помощи семье и детям при гос. Учреждении "Центр социального обслуживания Войковского района" – 2008 г.
И множество других.
Награды и дипломы:
Грамоты и дипломы прилагаются
Невозможно представить полноценную художественную деятельность, в которой бы не нашли отражения любимые праздники, события родного города и района. Поэтому детская учебно-творческая мастерская "Скоморохи" регулярно и активно участвует в культурной жизни района и города:

• в праздничных мероприятиях ко Дню Города и другим знаменательным датам
• в выставках рисунков на открытом воздухе (парк Речного вокзала)
• устраивает студийные праздничные мероприятия (театральная постановка и праздничная программа к Новому году, чаепитие к Международному женскому дню, торжественное заключительное занятие с праздничной программой и чаепитием)
• проводит внутристудийные художественные конкурсы


За время существования студии к миру изобразительного искусства было приобщено более 1500 детей, многие из которых многие успешно продолжили художественное и художественно-педагогическое образование, в том числе и в высших учебных заведениях:
• Наталья Двукраева – Московского художественного университета им. Строганова
• Арсений Коваленко – студент 2 курса МГОПУ им. М.А. Шолохова
• Александр Резниченко – студент 1 курса МГОПУ им. М.А. Шолохова
• Даниил Воронов – студент Московского Полиграфического училища
• Вера Тетерлева – студентка 1 курса ГОУ "Колледж архитектуры и строительства # 7"

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В результате обучения изобразительному искусству учащиеся:

• получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира

• овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция)

• применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве

• определяют средства выразительности при восприятии произведений

• анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения

• объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества

• эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы)

• пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)

Контроль осуществляется в следующих формах:

проведение просмотров и опросов, тестов, индивидуальных и групповых бесед, создание докладов.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Управление АНО "Детская-учебно творческая мастерская "Скоморохи"– это системная деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля, обеспечивают стабильное функционирование и развитие учреждения, совместную деятельность педагогов, детей, родителей.
Общественная составляющая внутриучрежденческого управления развивается при условии:
• включенности учреждения в деятельность самых различных городских структур;
• популяризации работы учреждения и как результат общественное признание и поддержка;
• актуализация и самоопределение в развитии;

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Программа соответствует приоритетным направлениям в области реализации городской семейной и молодежной политики по художественно-эстетическому направлению. Высокая востребованность и результативность программы подтверждается высокими результатами, достигнутыми учениками в сфере изобразительного искусства по окончанию обучения, наградами, полученными в конкурсах и на выставках, эффективной профориентирующей деятельностью.
Экономическая эффективность программы и возможность привлечения дополнительных средств: для реализации программы не требуются большие материальные затраты: художественные материалы для учебного процесса предоставляются родителями учеников, спонсорская помощь со стороны родительского коллектива, помощь вышестоящих организаций позволяет обновлять методический фонд, производить ремонт в учебных помещениях.
Перспективность и преемственность программы реализована за счет постепенного введения ребенка в мир изобразительного искусства, его поэтапного обучения. Преемственность и перспективность программы заключается и в постепенной подготовке к поступлению в ВУЗ – эффективность реализации преемственности и перспективности доказана неоднократным успешным поступлением выпускников АНО "Детская учебно-творческая мастерская "Скоморохи" в лучшие художественные ВУЗы Москвы (см. пункт "Выставочная, общественно-полезная и профориентирующая деятельность"). Перспективность и долгосрочность программы обусловлены постоянным контролем за качеством обучения, разработкой новых методических подходов к учебному процессу, возрастающему в современном обществе интересу к художественному образованию и художественно-эстетическому развитию. Настоящая программа рассчитана на непрерывное и преемственное обучение детей в течении 3 – 5 лет.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В рамках обучения по данной программе представлено три основных и один дополнительный блок:
1. классическое обучение изобразительному искусству детей среднего и старшего школьного возраста, их профессиональное ориентирование и подготовка в средние специальные и высшие учебные заведения. Сроки реализации
2. развитие, воспитание и обучение изобразительному искусству детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возрастов
3. развитие и воспитание посредством изобразительного искусства детей младшего и среднего дошкольного возраста,
4. спец-курс обучения основам книжной графики и макетирования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПЕРВЫЙ БЛОК:
Пояснительная записка:
Задача обучения изобразительному искусству состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать форму объектов трехмерного пространства и явлений жизни на плоскости бумаги или холста. Сделать процесс рисования методом постижения формы предметов, живых объектов и пространства по природным законам гармонии и совершенства. При прохождении курса учащиеся изучают основы "наглядной" или "естественной" перспективы на примере рисования объемных геометрических тел правильной формы, а также предметов быта. Они осваивают законы светотеневых отношений трехмерных объектов в ограниченном пространстве с передачей особенностей фактуры и архитектоники формы (т.е. сопряженности, взаимосвязи частей и целого). Учащиеся рисуют чучела животных, анатомические гипсовые слепки, делают зарисовки на натуре, а также быстрые композиционные наброски фигуры человека и постановочные рисунки полупортрета модели. Основной принцип обучения — движение от простого к сложному и от главного (т.е. большой формы) к частностям (деталям). В набросках учащиеся выявляют основное внутреннее движение формы и её характер, согласованное взаимоотношение частей целого (как правило, линейно), а в длительных постановках решают пространственные и светотеневые задачи. Развивают свои навыки, изучая взаимодействие изменений цвета в пространстве, включая светоотражения. Далее переходят к изучению фактуры предметов, гаммы и колорита постановок и пейзажных этюдов. Завершают курс комплексными заданиями на одновременное выявление качества предметно-постранственной среды и оттенков эмоционального восприятия этого глазами и душевными переживаниями художника. Важными элементами постановочных задач становятся живописные портреты родных и близких в интерьере, а также сложные фактурные постановки с использованием гипсовых голов. В качестве базовых материалов для живописи принята акварель, гуашь и в последних классах — масло. По желанию ученики пробуют себя в цветной пастели, акриловой темпере, цветной туши и даже цветном пластилине на плоскости (где пластилин используется как объемный красочный мазок).
Задача педагогов состоит в том, чтобы всемерно поощрять и направлять по правильному пути стремление учащихся к эстетическому постижению видимого мира средствами изобразительного искусства. Открывать молодому поколению великое культурное и национальное наследие на примерах русских и зарубежных художников.
Кроме аудиторных занятий, дети проходят рисовальную практику в художественных музеях столицы, в зоопарке, на улицах Москвы, в парковых и историко-культурных зонах города и Подмосковья.
По окончании практики в интерьерах студии устраиваются отчетные выставки, на которых дети разных групп могут познакомиться и обсудить творчество своих товарищей.
Реализация обучения по данному блоку предусматривается в сроки от 2 до 3 лет.
Содержание и тематический план:

Классическое обучение изобразительному искусству детей среднего и старшего школьного возраста включает в себя:
• академический рисунок,
• живопись,
• композицию,
• скульптуру,
• историю изобразительного искусства,
• декоративно-прикладное искусство (роспись по мотивам народных промыслов, аппликацию на ткани, изготовление каркасных кукол, роспись ткани в технике батика)
• историю искусств
Помимо академических занятий, каждый год в конце мая учащиеся работают на пленере, выполняют этюда и зарисовки пейзажей, учащиеся школы успешно участвуют в городских, областных, региональных и международных выставках и конкурсах.


# Тематика теоретических занятий
1 Изобразительное искусство, его виды и жанры.

2 Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.
3 Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
4 Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
5 Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.
6 Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).
7 Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
8 Язык изобразительного искусства и художественный образ. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
9 Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия).
10 Линейная и воздушная перспектива.
11 Пропорции и пропорциональные отношения.
12 Средства художественной выразительности: линия, штрих, пятно.
13 Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.
14 Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства.
15 Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства.
16 Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др.
17 Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).
18 Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента.
19 Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве.
20 Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева "Троица", фрески Дионисия).
21 Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, "Мир искусств", С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).
22 Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
23 Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин
24 Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).
25
Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
26 Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).
27 Синтез искусств Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
28 Синтез искусств Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
29 Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
30 Синтез искусств в архитектуре Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов).
31 Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
32 Синтез искусств в театре Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
33 Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).


# Тематика практических занятий
1 Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
2 Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
3 Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

4 Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
5 Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности
6 Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.
7 Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).
8 Создание композиций на плоскости и в пространстве.
9 Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.).
10 Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).
11 Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
12 Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов

Изучаются такие понятия, как: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика, художественный образ, форма и содержание, пропорции, средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, музейная культура, анализ художественного произведения,
перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация, эскиз, средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре (ритм, колорит, фактура, композиция), ассоциации, свет и тень, пленэр, декорации. холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции, набросок, прорисовка деталей и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ВТОРОЙ БЛОК:
Пояснительная записка:
Исследования психологов и педагогов показали, что овладение рисованием требует развития восприятия, формирования образных представлений, воображения, развития специальных движений руки, усвоения графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Вместе с тем техническая основа рисования имеет большое значение для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как в этом возрасте дети начинают овладевать способами изображения и неудачи в этом плане могут навсегда отвратить ребенка от изобразительной деятельности, а успехи способствуют развитию изобразительных способностей и творчества.
В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности поставленных задач. В каждом задании детям ставиться только одна изобразительная задача. В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и навыки.
В отборе тем для занятий соблюдаются следующие принципы:
• учет эмоционально-интеллектуального опыта учащихся;
• последовательность освоения учащимися изобразительных умений и навыков;
• необходимость повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей;
• учет сезонных явлений, местного окружения – природного и социального, социальных явлений, календарных дат и др.
• по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности;
• нахождение заданий, предлагаемых ребенку, в “зоне оптимальной трудности”, то есть на пределе возможностей ребенка.
Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов создания художественного образа, и чтобы интерес к изобразительной деятельности у них при этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.
Начиная со второго полугодия, дети должны при работе над композицией обязательно выполнять эскизы. При планировании занятий чередуются задания, требующие продолжительной работы, с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями.
Реализация обучения по данному блоку предусматривается в срок – 1 год.


Содержание и тематический план


Виды изобразительного искусства Жанры изобразительного искусства Соотношение классических и нетрадиционных занятий
Живопись, композиция***, рисунок (графика),
лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство.
Пейзаж, натюрморт, анималистика, изображение человека,
многофигурные композиции. Классические – 38
Нетрадиционные – 20


Изобразительные материалы, используемые на занятиях
Гуашевые и акварельные краски, пластилин, цветная бумага и картон, газетная бумага, фломастеры, цветные карандаши, тушь, глина, элементы текстиля.

Осень
• Сентябрь
1 "Осенний пейзаж" Живопись. Гуашь.
2 "Бабочки" Композиция. Монотипия. Аппликация. Акварель, цветная бумага.

3 "Натюрморт с цветами" Живопись. Гуашь.
4 "Роза" Лепка, рельеф. Пластилин.

5 "Мои чувства" Беспредметная композиция. Акварель "по сырому"
6 "Прощание с осенью" Композиция. Художественный оттиск (печатание сухими листьями). Гуашь.

7 "Пейзаж ночного города" Живопись. Гуашь.
8 "Волшебная черепашка" Лепка. Пластилин, бисер, бусы.

• Октябрь
9 "Декоративный натюрморт с цветами" Живопись. Гуашь.
10 "Утренний пейзаж" Живопись. Акварель "по сырому"

11 "Злая и добрая волшебницы" Графика, тушь, белила.
12 "Абстрактная композиция" Беспредметная композиция. Лепка. Пластилин.

13 "Рамочка для фото" Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Акварель, гуашь.
14 "Пейзаж севера и юга" Живопись. Гуашь.

15 "Морское дно" Живопись. Гуашь/акварель.
16 "Пестрый натюрморт" Аппликация методом "скручивания". Цветная бумага, картон.

• Ноябрь

17 "Космос" Беспредметная композиция. Монотипия. "Набрызг". Гуашь.
18 "Пейзаж города на закате" Живопись. Гуашь.

19 "Мой верный пес" Лепка. Пластилин.
20 "Мыши в норке" Графика. Гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши, блестки.

21 "Натюрморт с фруктами" Живопись. Акварель.
22 "Осенний парк" Рисунок. Тушь.

23 "Ель, Береза и дуб" Живопись. Гуашь.
24 "Динозавр" Лепка. Пластилин.

Зима

• Декабрь:
25 "Зимний пейзаж" Живопись. Гуашь.
26 "На что похоже?" Композиция. Цветовое пятно ("кляксография"). Акварель. Фломастеры.

27 "Ваза" Роспись по стеклу. Акрил.
28 "Этот дивный мир" Простые и цветные карандаши.

29 "Цветочный шар" Лепка. Пластилин, бумага, спички, нитки.
30 "Фантастические звери" Графика. Композиция. Тушь, цветные карандаши.

31 " Портрет кота" Живопись. Акварель "по сырому".
32 "Кот на поляне" Лепка. Пластилин.

• Январь

33 "Волшебные образы" Композиция. Гуашь, трафареты животных.
34 "Декоративный натюрморт с фруктами" Живопись. Гуашь.

35 "Пейзаж с домиком" Аппликация методом "обрывания". Цветная бумага, картон.
36 "Рисуем музыку" Беспредметная композиция. Монотипия, "набрызг". Акварель.

• Февраль
37 "Пейзаж" Цветная графика. Акварель, тушь.
38 "Девочка в шубе" Лепка. Пластилин.

39 "Пейзаж с дикими животными" Композиция. Гуашь.
40 "Волшебное яблоко" Живопись, "пуантилизм". Гуашь

41 "Иллюстрация к сказке" Композиция. Гуашь, акварель, тушь.
42 "Алые паруса" Лепка, рельеф. Пластилин, картон.

43 "Портрет друга" (лицо). Живопись. Гуашь.
44 "Декоративный пейзаж" Живопись. Гуашь

Весна

• Март

45 "Абстрактная композиция" Беспредметная композиция. Гуашь/акварель.
46 "Весна пришла" Графика. Тушь, цветные карандаши.

47 "Открытка" Аппликация. Цветная бумага, ткань, тесьма.
48 "Портрет мамы" (лицо). Живопись. Гуашь.

49 "Принцесса у окна" (полуфигура) Композиция. Гуашь.
50 "Иллюстрация к сказке". Композиция. Акварель.

51 "Египетская тема". Лепка, рельеф. Пластилин, картон.
52 "Рисуем ветер". Беспредметная композиция. Гуашь.

• Апрель
53 "Зебра" Живопись. Композиция. Уголь.
54 "Автопортрет" (лицо). Аппликация, коллаж. Цветная бумага.

55 "Грустный человек" (полуфигура) Живопись. Гуашь
56 " Наскальные рисунки" Композиция. Уголь.

57 "Ваза" Гжель. Этап первый: Лепка. Глина.
58 "Ваза" Гжель. Этап второй: Гжельская роспись, гуашь.

59 "Пасхальный натюрморт" Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Акварель.
60 "Веселый человек" (фигура) Живопись. Гуашь.

• Май
61 "Весенний пейзаж" Живопись. Акварель.
62 "Поднос" Жостовская роспись. Гуашь.

63 "Барышня" Дымково. Этап первый: Лепка. Глина.
64 "Барышня" Этап второй: Дымковская роспись, гуашь.

65 "Веселые человечки". Конструирование. Мулине, проволока
66 "Мой любимый герой" (фигура). Гуашь.

67 "Фея" Гротаж, гуашь.
68 "Сирень цветет" Живопись. Гуашь.


* Преподаватель может изменять последовательность занятий, в зависимости от особенностей группы, эмоционального и физического состояния детей.
** В зависимости от возраста учащегося варьируется сложность выполнения задания.
*** Традиционно при обучении ИЗО в рамках предмета живописи/рисунка проходят пейзаж, натюрморт, анималистику и портретное изображение человека, жанровые же картины, которые, разумеется, тоже являются живописными/графическими полотнами, изучают в рамках предмета композиции.

Изучаются такие понятия, как: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика. художественный образ, форма и содержание, пропорции, средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, музейная культура, анализ художественного произведения.
2перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация, эскиз. средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре (ритм, колорит, фактура, композиция), ассоциации, свет и тень, пленэр, декорации. холодные и теплые цвета – воздушная перспектива, архитектура, архитектор, набросок, графика, прообраз, пропорции, набросок, прорисовка деталей и пр.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ТРЕТИЙ БЛОК:

Пояснительная записка

Особенности творчества детей младшего дошкольного возраста

С одной стороны, при обучении по традиционным программам неизбежно непонимание такого самобытного творчества ребенка, навязывание стандартных, стереотипных образов и приемов. Зачастую единственной формой обучения является работа по образцу, который навязчиво демонстрируется детям, а как основной критерий оценки используется похожесть. В результате такого подхода ребенок не имеет средств к самовыражению, развитию, его работы становятся только несовершенными попытками копирования.
С другой стороны существует "Теория спонтанного развития", в рамках которой отвергаются методы обучения рисованию. Ребенок остается предоставлен сам себе, он не получает новых знаний, замыкается, находится на несоответствующем его возрасту низком уровне художественного развития. И, как следствие теряет всякое желание к изобразительной деятельности.

Возникает вопрос, как же необходимо строить занятия, чтобы с одной стороны сохранить живой неподдельный интерес, а с другой - дать необходимые для развития знания, научить владению художественными приемами и обогатить мир ребенка культурным наследием человечества?

Прежде всего, необходимо помнить, что все виды изобразительной деятельности, имеют для детей младшего дошкольного возраста в первую очередь развивающее творческое значение и только потом становятся предметом обучения.

Не важно насколько "красивым", отвечающим общепринятым человеческим представлениям, будет результат работы ребенка. Важно, что происходит в самом процессе изобразительной деятельности, какие душевные струны затронуты в этот момент. Однако не стоит забывать и о конкретных приемах, развивающих воображение, творческую инициативу, художественный выплеск эмоций, аккуратность, умение работать в коллективе, и ознакомляющих ребенка с разнообразными видами и техниками изобразительного искусства.


Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

В возрасте 2.5 – 5 лет дети уже могут преднамеренно создавать образы предметов и явлений. У них зачастую хорошо развиты элементарные и быстро развиваются более совершенные чувства композиции, формы, цвета в рисунках, восприятие силуэтных изображений в аппликации, объемных форм в лепке. Для детей этого возраста характерна устойчивость замысла, большее проявление сосредоточенности и целенаправленности.

Простота, доступность и разнообразие приемов – главное условие продуктивного обучения и достижения ярких эстетических результатов в любом из направлений изобразительной деятельности.

Обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения взрослых. Детский рисунок имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать в процессе преподавания изобразительной деятельности. Объемные формы при изображении на плоскости теряют третье измерение (глубину). Пропорции предметов имеют относительный характер. Детскому рисунку свойственно плоскостное изображение, наивная искренность образов и выразительная декоративность. Самая сильная сторона рисунка – цвет. Преимущество краски заключается в том, что после нескольких смелых мазков сразу возникает яркое цветовое пятно – образ.
На уроках рисования дети учатся передавать округлые и прямоугольные формы, создавать живописные оттенки цветов. С помощью разнообразных нетрадиционных приемов (монотипия, набрызг, и др.) ребятам легче удается наиболее полно и точно изображать предметы и явления окружающего мира, получая при этом положительные эмоции от процесса работы. Результат (рисунок) приобретает эстетическую привлекательность.

Лепка как вид деятельности с пластическим материалом полезна не только для развития мелкой моторики и координирования движения рук. Действенное ознакомление с объемной формой обогащает сенсорный опыт. У детей уточняются представления о форме предметов, их строении. Особенно продуктивно проводить занятия лепки перед рисованием, познав объемную форму, пропорции в пространстве дети легче воспроизводят ее на плоскости.

Декоративная аппликация выделяется тем, что формирует у детей чувство цвета, силуэтной композиции, плоскостной формы. Наиболее наглядно развивает декоративное начало детского творчества, которое доминирует в работах детей младшего возраста.




Методическая информация по проведению занятий.

Развитие и обучение ребенка по данной программе осуществляется в трех основных для младшего дошкольного возраста направлениях (видах) изобразительного искусства: рисовании, лепке и аппликации.

Под понятием "рисование" для детей младшего дошкольного возраста подразумевается главным образом живопись – т.е. работа с красками по разнообразным как классическим, так и нетрадиционным методикам (см. ниже).
При обучении детей до 5 лет именно рисованию отводиться главенствующая роль в развивающем процессе. Самое оптимальное соотношение рисования с другими двумя направлениями заключается в следующем чередовании занятий: на три-четыре урока рисования должен приходиться один урок лепки, и на 10-15 уроков рисования и лепки включительно – одно занятие по аппликации.
Перспективный план занятий, выстраивается в зависимости от преследуемых целей, ставящихся с учетом уровня подготовки и общих личных качеств учащихся. Осуществляются занятия по ознакомлению с различными приемами, умению их использовать и их закреплению, а так же занятия, посвященные развитию творческой самостоятельности, умению заниматься сотворчеством, варьировать или выполнять конкретное задание.
Задания усложняются постепенно, вначале предпочтение следует отдавать ознакомлению с простыми формами (округлые, ассиметричные) и приемами (простейшие техники работы), и лишь постепенно переходить к более сложным. Темы занятий так же выстраиваются по данному принципу: сначала детей ознакомляют с пейзажной живописью, простейшими декоративными узорами и элементарной однофигурной композицией и лишь потом переходят к портретным и композиционным изображениям людей и животных.

Общие рекомендации к проведению занятий.

Настоящему педагогу и художнику (а так же родителю, поскольку он является для малыша самым первым и близким учителем) необходимо бережно относиться к детским рисункам, развивать у детей уважение как к своим собственным, так и к чужим работам. Недопустимо использовать определения "каракули" и др. – это унижает достоинство ребенка, умаляет уверенность в собственных силах, вызывает негативные эмоции.

Зачастую наивысшим результатом детского творчества взрослые считают "похожесть". В профессиональной среде подобный подход исключен даже при оценке классического реализма, не говоря уж о декоративных, наивно выразительных детских работах. Если бы "похожесть" была главным требованием к изобразительному искусству, то любой самый талантливый художник вынужден был бы уступить фотоаппарату

При работе с детьми младшего возраста совершенно исключен "оценочный" подход и непосредственное применение системы выставления баллов. Недопустима "авторитарная" критика ("Ты рисуешь, как маленький", "Я же сказал, как надо делать"…). Нельзя открыто сравнивать работы детей, жестко выявлять их несовершенства ("У Вани самый хороший рисунок!", "У тебя дом совсем не похож на настоящий"). Нельзя открыто сравнивать работы детей, резко ставить в пример достижения другого ребенка (особенно брата, сестры или друга).
При анализе детских работ формулировка "правильно", "неправильно", и другие ей подобные являются непрофессиональными и неверными, так как они слишком грубы и поверхностны. Они не дают возможности обсудить по существу особенности рисунка. Всегда у ребенка что-то изображено, верно, а что-то в той же работе может до конца не удастся.

Недопустимо заставлять ребенка заниматься против его желания. Пусть он пропустит занятие и посмотрит, как работают другие. Такое наблюдение вызовет у него желание присоединиться к коллективу, поможет, не получив отрицательных эмоций, скорее включится в процесс.
Большое место в обучении рисованию, лепке, аппликации занимает показ. Он не только помогает ребенку увидеть процесс возникновения линии, формы, силуэта, но и служит ориентиром действий с различными материалами. Подражая взрослому, ребенок не копирует его, а самостоятельно осваивает новую деятельность.

Совместные действия педагога и детей, "сотворчество", являются перспективным методом обучения изобразительному искусству. Взрослый показывает свою неподдельную заинтересованность ребенком и его работой – это не только создает хорошие теплые отношения между педагогом и учениками, но помогает быстрее осваивать изобразительные навыки и умения. "Сотворчество" развивает умение действовать коллективно, развивает коммуникативные способности детей. Так же, зачастую, общего показа не хватает для полного понимания ребенком смысла задания и метода его выполнения и "сотворчество" становится единственным возможным способом обучения. Однако бытует мнение, что работа, в которой педагог помогал малышу, направлял его, уже как бы не личный продукт творчества ребенка, а некое "второсортное" произведение. Этот подход в корне неверен, процент помощи педагога без утраты индивидуальных качеств работы ребенка может составлять 15-20 единиц (в особых случаях возрастая до 30).А 5-15 процентов "помощи" – нормальный повседневный показатель активно осуществляемого педагогического процесса.

Не нужно торопиться с психологическими выводами относительно частого использования того или иного цвета. Темные тона могут привлекать ребенка как наиболее графически выразительные.

Педагог должен определять, какому виду изобразительной деятельности оказывает предпочтение ребенок, выявлять его потенциальные возможности в процессе изображения, обращать внимание на уровень владения техническими навыками и умениями. Вырабатывая индивидуальный подход, корректировать ошибки.

Приемы привлечения внимания, игровые приемы.
Взаимосвязь с другими видами искусств.

Нельзя представить себе, чтобы навыки художественного изображения воспитывались у детей при помощи сухих упражнений, без развития мотиваций. Поэтому, чтобы заинтересовать малышей, полноценно дать информацию, сосредоточить их на выполнении задания, необходимо широко и постоянно использовать различные приемы привлечения внимания:

1. Посредством использования речевых возможностей: изменение голоса (громкий голос, шепот, их чередования, загадочный тон), использование песен и декламации стихов.
2. Создание необычной ситуации, непривычного окружения: странно одетый, ведущий себя педагог, необычная обстановка (если позволяет техническая база).

Наиболее часто и успешно используемыми являются приемы привлечения внимания посредством задействования всех сенсорных каналов с соответствующим обыгрыванием – игровые приемы:

Хороший и перспективный прием – рассказывание коротких сказок, историй или стихов. С их помощью в начале каждого занятия педагог создает доступную детям мотивационную ситуацию, вызывает желание выполнять предложенное задание.

Дети трех-четырех летнего возраста приобретают художественный опыт при ознакомлении с произведениями искусства), педагог показывает репродукции живописных и графических картин, иллюстрации, копии и фотографии скульптур, предметы декоративно-прикладного искусства). Однако сведения об окружающем мире, художественное его освоение будет значительно богаче, если использовать кроме изобразительного материала другие виды искусства: стихи, песни, образные выражения, музыку.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и художественного слова имеет наиболее частое распространение. Короткие стихи, произведения фольклора (частушки, загадки, пословицы) помогают детям войти в образ, создают радостное настроение. Полезно использовать образные выражения: красно солнышко, травушка-муравушка и т.д.

Существует и другая, не менее важная взаимосвязь – взаимосвязь с музыкальными произведениями. Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт маленького ребенка. Но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его.

Результатом обучения по данной программе является не выработка устойчивых механических навыков применения изобразительных приемов или "действия по шаблону", но создание прочной предварительной художественной базы и мощный посыл к дальнейшему творчеству.
Реализация обучения по данному блоку предусматривается в срок – 1 год.


Содержание и тематический план:

В рамках данной программы происходит ознакомление с видами и жанрами изобразительного искусства, классическими и нетрадиционными приемами изображения, специально адаптированными для восприятия дошкольников.

Виды изобразительного искусства Жанры изобразительного искусства Соотношение классических и нетрадиционных занятий
Живопись, графика, лепка, аппликация.
Декоративно - прикладное искусство.
Пейзаж, натюрморт, анималистика, сказочные и абстрактные композиции. Классические – 43
Нетрадиционные – 25


Изобразительные материалы, используемые на занятиях
Гуашевые и акварельные краски, пластилин, цветная бумага и картон, газетная бумага, фломастеры.

Осень.

• Сентябрь:

1"Бабочка" Монотипия. Гуашь.
2 "Осенний пейзаж" Живопись. Акварель.

3"Гусеница" Лепка. Пластилин.
4 "Праздничный салют" Набрызг. Гуашь.

5 "Радуга" Живопись. Акварель "по сырому"
6 "Прощание с осенью" Художественный оттиск (печатание сухими листьями). Гуашь.

7 "Курочка – пеструшка" Аппликация методом "обрывания". Газетная бумага, картон
8 "Пейзаж ночного города" Живопись. Гуашь.

• Октябрь:

9 "Восход и закат солнца". Живопись. Акварель "по сырому"
10 "Комета" Живопись, "пуантилизм". Гуашь.

11 "Волшебная черепашка" Лепка. Пластилин, бисер, бусы.
12"Паучки" Художественный оттиск (печатание половинками картофеля). Гуашь.

13 "Волшебный ковер" Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Акварель.
14 "Пейзаж севера и юга" Живопись. Гуашь.

15 "Веселый пейзаж" Аппликация. Цветная бумага, картон.
16 Свободная тема. Живопись. Гуашь/акварель.


• Ноябрь:

17 "Космическое путешествие" Грунтовка воском. Тонирование, "набрызг". Акварель.
18 "Пейзаж города на закате" Гуашь.

19 "Ветка рябины" Лепка, барельеф. Пластилин, бархатная бумага.
20 "Гроздья спелой рябины" "Пальцеграфия". Гуашь.

21 "Осенний пейзаж" Живопись. Акварель.
22 "Этот дивный мир" Графика. Цветные карандаши, гелевые ручки.

23 "Морское дно" Коллективная работа. Часть первая – живопись. Гуашь.
24 "Морское дно" Коллективная работа. Часть вторая. Аппликация.

Зима.

• Декабрь:

25 "Зимний пейзаж" Живопись. Гуашь.
26 "На что похоже?" Цветовое пятно ("кляксография"). Акварель. Фломастеры.

27 "Фантастические звери" Лепка. Пластилин.
28 "Смешные человечки" Графика. Тушь. Цветные карандаши.

29 "Снеговики" Живопись. Гуашь.
30 Свободная тема. Лепка. Пластилин.

31 Веселая полянка" Тонирование, "пальцеграфия". Акварель.
32 "Новогодняя ель" Аппликация. Цветная бумага, картон.

• Январь:

33 " Самое яркое событие каникул" Живопись. Гуашь.
34 "Пейзаж с елью" Живопись. Акварель.

35"Барашек" Аппликация методом "скручивания". Газетная бумага, картон.
36 " Мудрая сова" Живопись. Акварель "по-сырому".

• Февраль:

37 "Пейзаж с домиком" Декоративная живопись. Гуашь.
38 "Ваза джинна". Декоративная лепка. Пластилин, бутылочка или пузырек.

39 "Портрет кота" Живопись. Акварель "по-сырому".
40 "Волшебное яблоко" Живопись, "пуантилизм". Гуашь

41 "Ежик" Лепка. Пластилин, спички.
42 "Насекомые" Трафаретные изображения на тонированной бумаге. Акварель.

43 "Декоративный натюрморт" Живопись. Гуашь.
44 "Яблонька" Аппликация методом "скручивания" Цветная бумага, картон.

Весна

• Март:

45 Свободная тема. Гуашь/акварель.
46 "Злая и добрая волшебницы" Графика. Тушь, белила.

47 "Фрукты. Натюрморт" Живопись. Гуашь.
48 "Фрукты в корзине" Лепка. Пластилин.

49 "Жар-птица" Декоративная живопись. Гуашь.
50 "Рисуем музыку" Монотипия. Акварель.

51 "Звезда" Аппликация. Декорирование блестками.
52 "Декоративная ваза" Акрил. Роспись по-стеклу.

• Апрель:

53 "Верба" Живопись. Акварель "по-сырому".
54 "Мой щенок" Лепка. Пластилин

55 "Песик" Живопись. Гуашь
56 "Цветы в вазе" Живопись. Акварель (по-сырому)

59 "Пасхальное яйцо" Декоративно-прикладное искусство. Орнамент. Акварель.
60 Свободная тема. Лепка.

• Май:

61 "Весенний пейзаж" Копия. Живопись. Акварель.
62 "Ковер из квадратиков" Живопись. Гуашь, декорирование расческой.

63 "Чашка и блюдце" Этап первый: Лепка. Глина.
64 "Чашка и блюдце" Этап второй: декоративная роспись, акрил.

65 "Букет" Лепка, барельеф. Пластилин, картон.
66 "Мои чувства" Живопись, монотипия, "набрызг". Акварель.

67 "Поднос" Жостовская роспись. Гуашь.
68 "Букет майской сирени" Коллективная работа. Живопись.

* Преподаватель может изменять последовательность занятий, в зависимости от особенностей группы, эмоционального и физического состояния детей.
** В зависимости от возраста учащегося варьируется сложность выполнения задания.

Изучаются такие понятия, как: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, , рисунок, узор, орнамент, анализ художественного произведения.
2перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация, холодные и теплые цвета, архитектура, набросок и пр.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК:
Спецкурс "Искусство оформления книги".
Пояснительная записка:
Хорошо оформленная книга помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С оформления начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Визуальный художественный ряд способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Книжное оформление помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы. Значение книжного оформления в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что книжное оформление одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние художественно оформленной книги на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.
Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как: Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Т. А. Маврина и др. Среди художников, работавших и работающих для детей, были и есть мастера, сыгравшие значительную роль в развитии русского и советского изобразительного искусства, чьи произведения хранятся в фондах ЧГХМ: В.Фаворский, Д.Митрохин, В.Лебедев, В.Алфеевский, Н.Тырса, К.Рудаков, М.Митурич и др.
Итак, трудно недооценивать важность влияния на ребенка талантливо оформленной книги. Но не менее полезно и увлекательно, нежели рассматривать изобразительный ряд любимых книг, попробовать самостоятельно поработать над их оформлением. Ведь в процессе работы над оформлением выбранного произведения (чаще всего самой любимой книги) одновременно решается целый комплекс задач:
Это и овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, причем в процессе работы над оформлением книги зачастую учащиеся тренируются соединять знания, полученные при работе над отдельными жанрами: натюрмортом, пейзажем, портретом. Происходит освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры – ведь педагог, на первых занятиях демонстрирует разнообразные репродукции иллюстраций и иных элементов книги. Не последнее место имеет воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры – так как нет лучшего стимула к работе и пониманию прекрасного, как собственное сильный интерес, вызванный желанием воспроизвести на бумажной плоскости мир своей любимой книги.
Кроме того, увлекательная работа в рамках этой темы поможет педагогу легко создать мотивационную ситуацию, удержать внимание непоседливых младших школьников и начинающих углубляться в самопознание школьников среднего возраста. Даст возможность полностью раскрыть свое "Я" и выразить свое мироощущение. Создать интересные работы, совмещающие в себе единовременно элементы всех основных изобразительных жанров: натюрморта, пейзажа, портрета. Особо же стоит отметить, что изображение любимых героев, сцен из любимой книги может выступить в роли психологической реабилитации, расслабления и гармонизирования психо-эмоционального состояния ребенка.
Особо же стоит выделить то, на занятиях в рамках темы "Искусство оформления книги" непосредственно осуществляется интеграция знаний, особенно сильны межпредметные связи с литературой, музыкой, историей. А ведь овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи - Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, в том числе и отечественные - К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптеров, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.К. Кириллов, Н.А. Лошкарева, Л.Я. Зорина, Н.М. Сокольникова и д.р. Однако проблема изучения искусствоведческих общественных дисциплин на интегративной основе, где базовым являются эстетические категории, недостаточно исследована. "Искусство оформления книги" являет собой в данных условиях перспективную почву для будущих исследований.
Итак, в рамках направления "Искусство оформления книги" решается целый комплекс задач: овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности, соединение ранее полученных общих знаний и умений по предмету "Изобразительное искусство", легкое создание мотивации к занятиям и интеграцию знаний.
Естественно, учитывая различные возрастные и индивидуальные характеристики групп обучающихся, а так же их статус (учащиеся художественной студии или общеобразовательной школы) каждый цикл занятий имел различные развивающие и обучающие цели и отличался используемыми методическими средствами.
Например, после обзорной лекции об искусстве оформления книги многие учащиеся художественной студии начинают серьезно интересоваться искусством оформления книги и изъявляют желание изучить его более подробно, для чего организуются специальные занятия, логически встраивающиеся в общую программу обучения в художественной студии). Если младшие ученики выполняют работу над отдельными элементами книги (преимущественно, полосные и разворотные иллюстрации), то средние и старшие могут работать и над полным макетом издания.
Реализация обучения по данному блоку предусматривается в срок – 5 занятий по 3 академических часа


Содержание спецкурса:
План-конспект урока # 1
Вид занятия: Лекция и беседа.
Тема: "Искусство оформления книги"
Цель урока (занятия): Ознакомление с понятием "Искусство оформления книги" и его характерными особенностями (чем книжная графика отличается от прочих изобразительных направлений, как книжный график должен работать с литературным произведением и пр.). Индивидуальный подбор литературных произведений для будущего иллюстрирования.
Задачи: развить эстетическое восприятие детей, вкус, научить активно, созерцать и анализировать.
Оборудование занятия:
1.Для преподавателя: демонстрационный материал (репродукции элементов книжного оформления к различным литературным произведениям для детей). Кассеты с приятной инструментальной музыкой.
2.Для учащихся: тетрадь и ручка для заметок.
Оформление классной доски: Справа размещаются демонстрационные материалы – репродукции элементов книжного оформления к различным литературным произведениям для детей. Слева остается место для заметок.
План урока (занятия):
1. Организационная часть: Приветствие, отмечание в журнале - 2 мин.
Создание мотивационной ситуации – беседа с учащимися об их любимых литературных произведениях - задаются вопросы, активизирующие интерес учащихся, усиливающие личные мотивы дальнейшего внимательного прослушивания материала. Пример: Что же такое книга? Помните ли вы свою первую книгу? Какие книги есть в вашей домашней библиотеке
/Ответы учащихся. Демонстрация книг/ - 8 мин.
2. Сообщение новых знаний:
Далее происходит ознакомление учащихся с краткой историей книжного дела (примерный текст лекции-беседы):
Книга – основная разновидность документа, источник информации, средство её хранения и передачи во времени и пространстве.

В современном определении книга – это непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объёмом более 48 страниц), средство массовой, научной и технической информации, пропаганды знаний и воспитания.
Развитие и совершенствование книги, как документа, связано с процессом создания письменности, эволюцией материалов и инструментов для письма.
В развитии книги можно выделить два этапа: рукописный и печатный.
Известны различные формы рукописной книги. В III-II тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке были распространены книги в виде глиняных дощечек.
В Древнем Египте писали на папирусе – растении, росшем по берегам рек и озёр. Толстые стебли разрезали на полосы, полосы склеивали друг с другом, сворачивали в трубочку, и получался свиток. На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, чёрной или красной краской.
В древнегреческом государстве Пергаме придумали использовать для письма новый материал – кожу. Её обрабатывали особым образом, в результате получался прочный, лёгкий материал, получивший название "пергамент", на котором было удобно писать, а потом сворачивать в свитки.
Жители древних русских городов использовали для "переписки" обыкновенную берёсту – берёзовую кору.
Бумага – основной материал для изготовления книг - была изобретена в Китае во II веке. А в Европе её производство освоили только через 1000 лет, в XII веке.

Новые информационные технологии, конечно, повлияли на развитие книги. Появились электронные книги: учебники, справочники, энциклопедии и т.д.
Предметом нашего сегодняшнего исследования станет не папирус и не электронный документ, а печатное издание.
Книга представляет собой единое целое благодаря её конструкции, включающей внешние и внутренние элементы.
Далее учащихся ознакомляют со структурными элементами книги:
Внешние элементы книги

Основу книги составляет книжный блок – скреплённые между собой элементы книги, содержащие все страницы, отпечатанные отдельно, карты, схемы и т.п., предназначенные для соединения с обложкой или переплетной крышкой.
Книжный блок закрыт обложкой. Это иллюстрированная, декоративная или шрифтовая крышка, защищающая книжный блок от разрушения или загрязнения. Обложкой может служить лист плотной бумаги, соединённый с книжным блоком.
Край книжного блока, где скреплены все элементы книги – тетради, таблицы, схемы – называется корешок.
Обложка книги не рассчитана на длительное хранение. Поэтому книжный блок вместе с корешком часто укрепляют переплётом. Переплёт – это средство скрепления листов книги, защиты листов от разрушения и загрязнения.

Появление бумаги, развитие книгопечатания, новые книгоиздательские технологии позволили совершенствовать переплётное дело и сделать переплёт произведением искусства, дополняющим содержание книги. При соединении переплёта с книжным блоком обязателен форзац – сложенный пополам лист бумаги или конструкция из двух листов, помещённая между переплётной крышкой и блоком книги. Внутренний лист форзаца приклеивается к крайней тетради книжного бло



Создание сайта - Ilja

® © 2005 ArtLib.ru, администратор: artlib@mail.ru

Размещение рекламы

Яндекс цитирования