Фарфоровый мир Андрея Черкасова

логин: пароль:
Запомнить Регистрация Напомнить пароль

 

 

О проекте
Правила
Помощь
Найти

АВТОРЫ

 

Авторские галереи
Рекомендуем
Избранное
Классики

КОЛЛЕКЦИИ

 

Творческие объединения
Коммерческие галереи
Собрания
Музеи

СЕГОДНЯ

 

Последние поступления
Обсуждения
Ближайшие выставки
Список авторов

БИБЛИОТЕКА

 

Публикации
Ресурсы по искусству
Рейтинги

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

 

Товары и услуги
Учебные учреждения
Форум

На главную > Публикации > Фарфоровый мир Андрея Черкасова


Фарфоровый мир Андрея Черкасова | Назад

Валерий Выборжанин

Все эскизы, идеи, рисунок росписи - придумываются автором на каждом новом предмете заново, не компилируются и не повторяются, и в этом отношении - совершенно эксклюзивны.


Черкасов Андрей Борисович (1957 г.р.)

"Рисую где попало и что попало. Учительница в школе стонет - пол-тетради- уроки, пол-тетради - картинки."


Художник-монументалист по образованию. Закончил в 1982 г. Московский государственный художественный институт им В.И.Сурикова (мастерская проф. Ю.К.Королева, впоследствии-директор ГТГ) и работал по специальности в Комбинате монументально-декоративного искусства в Москве с 1982 по 1995 год.

Монументальные произведения, выполненные им лично по собственным проектам в Москве, Подмосковье и Юрмале (сграффито, т.е. резьба по цветной штукатурке, в клубе в/ч и общежитии МАДИ; роспись библиотеки в Москве на ул.Молдагуловой; бетонные рельефы бассейна санатория "Балтия" в Юрмале). Там же представлен и период с 1993 по 2007, когда художник занимался исключительно фарфором, а именно, созданием собственных моделей и форм и их росписью (в основном, подглазурной). Это: репортажные фото в мастерской в Тушино и на выставках (Лондон, Mall Galleries - 1998; Оружейная Палата Московского Кремля - 1999, Музей истории Москвы - 2001,2005, Музей А.С.Пушкина - 2004); эскизы как осуществленных, так и не выполненных еще проектов фарфора; сам процесс работы.

На выставке "Товарищества передвижных художественных выставок XXIвек (Санкт-Петербург)" в Елагинооостровском музее в Санкт-Петербурге была представлена коллекция полихромной подглазурной фарфорофой пластики двумя темами - "Город. Лето", и "Дом".

Решительное влияние на мастера оказала дружба с Хаяльдиновым Раисом (благодаря которому автор и поменял профессию монументалиста, и который своим неуемным любопытством в экспериментах, неизменным уважением к творчеству и абсолютной нетерпимостью к любой "недостаточности" и фальши - толкал вверх, когда все происходившее вокруг тянуло вниз). Тогда автор с друзьями только учился работе с новым для себя материалом, осваивал особую технику мазка в подглазурной росписи (где мгновенно впитывающий воду черепок требует особого "набора" кистью с палитры порошка краски).

Сначала были опыты в традиционных техниках декоративного фарфора (резьба по незатвердевшей отливке, лепка, роспись солями, надглазурная роспись золотом и т.д.). Между тем увеличивался "парк" своих собственных скульптурных моделей для литья, осваивалась технология (специфика изготовления пластилиновых и деревянных моделей, изготовление и обработка гипсовых форм, замешивание и литье шликера, обжиг и работа с муфельными печами и ее автоматикой, процесс глазуровки и зачистки...).

Тогда же, параллельно с синим кобальтом, в отсутствии доступных готовых фарфоровых красок, художник испытывал и собственные, на основе всех возможных художественных пигментов. В многочисленных пробных обжигах отсеивал и подбирал пригодные и удобные в работе составы, "по кирпичику" собирал цветовую гамму, составленную из смесей всего нескольких устойчивых к высокой температуре пигментов (сильно изменяющих в обжиге до 1300 град. свой цвет и химически взаимодействующих друг с другом, что дополнительно усложняет работу любого керамиста и привносит элемент непредсказуемости даже на завершающей фазе работы). Эти краски - оксиды железа, хрома, кобальта, марганца. Позднее добавились и другие цвета. Пропорции этих смесей корректировались от обжига к обжигу, пока гамма не устоялась и заняла место в банках с бирками и на палитрах из керамических плиток в стойке на рабочем столе..

Большая коллекция с полихромной росписью "Город. Лето" перекликается с другой известной серией "Город. Зима". Начиналась она с отдельных самостоятельных и функциональных предметов: шкатулок, штофов, флаконов и просто фигурок в форме деревенских домиков. Благодаря сомасштабности, они могли соединяться в небольшие группы. С самого начала это были изображения не каких-то реальных построек, а скорее - собирательный образ, воспоминания о российской провинции. На столе возникал новый город, но такой же, как сотни и сотни российских. И всякий, оказавшись в стороне от столицы, узнает в нем что-то знакомое с детства. И обитателей этого города можно было встретить повсюду - и двести лет назад и пять: бабы и старики, девки и парни, работники и дети, попы и пьяницы, баре и и крестьяне, собаки, лошади, гуси... И, если в лицах некоторых персонажей зритель угадывает черты Толстого или Гоголя, то только потому, что и Толстой и Гоголь - из того же теста, что и Иван Иванович и Марья Петровна.

Центром экспозиции "Город" является старый кремль. Что-то в нем от московского: Троицкая и Кутафья башни, собор Двенадцати апостолов, церкви Ризположения и Благовещения. Но изображение не точное, не буквальное - Дворец формой окон и крыши напоминает московский, и что-то похожее на Оружейную Палату сбоку от него, но и неискушенный зритель найдет множество отличий. На кирпичных зубчатых стенах - местами виды Москвы, местами что-то иное. Словом, это не макет. А появились эта группа моделей к выставке 1999 года в Оружейной Палате, ее более портретное изображение было выполнено по просьбе организаторов выставки.

У стен крепости - рыночная площадь с конкой, фонтаном, торговцами и городовым-участковым, зеваками, почтенными господами и медведем. Сбоку - набережная с пристанью, детвора на санках и лыжах, лихач в розвальнях, рыбак у лунки. За рекой - "промзона", тюрьма с "колючкой", железнодорожная станция с провожающими, "водокачка", конюшня, банька. На окраине слева - школа с гипсовым пионером во дворе, переезд на новую квартиру и грузовик у дверей, большой городской Собор. На другом конце - церковь с колокольней, крестный ход, уходящий из города странник- пророк. Автор не придерживается точного времени, потому что многое не меняется по сути и за века, он не настаивает на сиюминутной правильности, старается увидеть сущностное, базовое, вечное, понятное всякому.

Все эскизы, идеи, рисунок росписи - придумываются автором на каждом новом предмете заново, не компилируются и не повторяются, и в этом отношении - совершенно эксклюзивны. Изготовление красок, роспись, все технические работы по изготовлению форм, литью, глазуровке и обжигу и т.д., а также последующие фотографические работы и сопроводительные тексты - выполняются собственноручно и по собственным идеям.

Поместье.Лето.Композиция-3
Поместье.Лето.Композиция-3

 

Декоративный фарфор
Декоративный фарфор

 

Дом.Улица.Композиция-1
Дом.Улица.Композиция-1

 

Серия Деревня"
Серия Деревня"

 

Черкасов Андрей Борисович
Черкасов Андрей Борисович

 

Создание сайта - Ilja

® © 2005 ArtLib.ru, администратор: artlib@mail.ru

Размещение рекламы

Яндекс цитирования