Майолика Гжели

логин: пароль:
Запомнить Регистрация Напомнить пароль

 

 

О проекте
Правила
Помощь
Найти

АВТОРЫ

 

Авторские галереи
Рекомендуем
Избранное
Классики

КОЛЛЕКЦИИ

 

Творческие объединения
Коммерческие галереи
Собрания
Музеи

СЕГОДНЯ

 

Последние поступления
Обсуждения
Ближайшие выставки
Список авторов

БИБЛИОТЕКА

 

Публикации
Ресурсы по искусству
Рейтинги

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

 

Товары и услуги
Учебные учреждения
Форум

На главную > Публикации > Майолика Гжели


Майолика Гжели | Назад

Никулин Сергей


.

Черепок изделий пористый, грубый, цветной, чаще розово - желтый. Покрывается белой эмалью стекловидным, относительно толстым слоем. Роспись производится по еще не просохшей эмали.
( Салтыков А. Б. Русская народная керамика. М., 1960, с. 8).


Гжель – старинный гончарный район Подмосковья. Край этот необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды.
В истории Гжели как центра народного гончарства было три этапа развития. Первый связан с производством майолики в 1770 – 1790-е годы, когда гжельские мастера освоили технику изготовления ценинной посуды (от немецкого слова Zinn – олово). Изделия теперь покрывались не прозрачной, а глухой белой оловянной глазурью – эмалью, поверх которой наносился многоцветный декор эмалевыми же красками. Такая техника требовала высокого мастерства рисунка и живописи.
Гжельцы создали самобытный стиль майоликовых изделий. Если, например, знаменитые итальянские майолики эпохи Ренессанса заимствовали сюжеты росписи в живописи и графике своего времени и служили декоративным целям, то гжельские имели, как правило, утилитарные формы. Декор, в котором соединились пластические и живописные приемы, сюжетная и орнаментальная роспись, исполнявшаяся, всего в пять красок изысканных оттенков, имел свойственную народному искусству плоскостную, с яркими цветовыми пятнами, манеру исполнения.
Гжельцы изготавливали из майолики чуть ли не весь ассортимент необходимой в домашнем обиходе посуды: мелкие и глубокие тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины. Каждому настоящему мастеру хотелось создать вещь своеобразной формы, с интересными или забавными деталями, выбрать сюжет для росписи, понятный заказчику, расцветить яркими красками. Так появились в Гжели сосуды для кваса, браги, пива, получившие в последствии название квасников и кумганов, декоративные настенные блюда, кувшины в виде различных животных, оригинальные чернильницы. Кумганы и квасники являются не только специфически гжельскими изделиями, но и наиболее интересными по своеобразию форм и мастерству исполнения. Их форма рождена фантазией гжельских мастеров, которые обыграли в десятках вариантов известную форму русской глиняной фляги, придав ей большую объемность и дополнительные элементы в виде носика, ручки, горла и изменив конфигурацию ножек.
Гжельские гончары не ограничивались лишь поисками новой формы, но и дополняли ее в иных случаях скульптурными фигурками, которые мастерски размещали на плечах сосудов. Именно в соединении посудной формы и круглой скульптуры состоят особенность и прелесть гжельской майолики.

Росписи гжельских майолик – это раскрашенный от руки рисунок. На светлую эмаль темно – вишневой краской наносили контур, он расцвечивался внутри зеленой, коричневой, желтой и синей красками, в состав которых добавлялась глазурь. Гжельцы часто подписывали свои изделия, указывали время изготовления, имена и дарственные посвящения заказчиков. В большинстве случаев мастера воспроизводили в росписях окружающий их мир, не прибегая к стилизации. Чаще других изображений на гжельских квасниках встречаются архитектурный пейзаж и природные мотивы: растения, животные, птицы.
Не меньшую славу, чем художественная посуда, принесла Гжели малая скульптура – многочисленные майоликовые фигурки, которые поражают наивностью, мастерством и высоким реализмом.
На рубеже 18 – 19 веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс. Развитие фаянса и фарфора стало вторым этапом развития гжельского промысла. В это время в Гжели налаживается выпуск полуфаянса, тонкого фаянса и фарфора, а майолика была забыта.
В послевоенные годы по инициативе ученого – искусствоведа Александра Салтыкова, начинаются вестись эксперименты по восстановлению расписной майолики. В 1946 – 1948 годах была разработана рецептура белой эмали, и созданы несколько экспериментальных образцов.
В 1956 году в деревне Трошково открывается производство гончарной посуды с ангобной росписью. С приходом в цех художников – профессионалов в 1960 – 70-е годы стали осваиваться другие виды изделий и приемы росписи. Значительных успехов в творческом освоении традиционного искусства достиг художник В. А. Петров. Формы его майоликовых изделий – крупные, вместительные, по-гончарному крепкие.
В 80-х годах в деревне Фенино сложился второй творческий центр по возрождению гжельской майолики, где способные и любящие свое дело художники: Н. Туркин, И. Григоренко, Ю. Петлина, О. Талагаева, М. Коваленко, Ю. Епифанов – на традициях майолики 18-го века создали новый современный майоликовый стиль.
После закрытия производства в Фенино, основным местом дальнейшего развития древнего искусства становится производство в д. Трошково. Здесь, пронеся любовь к гжельской майолике, через бурные 90-е работает признанная художница промысла Ю. И. Петлина и молодые художники: В. Чепрасова, Э. Зинонова, А. Нечаева, С. Никулин, О. Тюленев. Основную задачу художники видят не только в сохранении майолики как части русского народного искусства, но и в дальнейшем развитии, поиске новых пластических форм и колористических решений. Уделяют большое внимание оформлению жилой среды и интерьеров.


 

Создание сайта - Ilja

® © 2005 ArtLib.ru, администратор: artlib@mail.ru

Размещение рекламы

Яндекс цитирования